Пробки
успешно "едят" не только время, нервы и деньги, но и воздух.
Из-за многочисленных заторов максимальные разовые концентрации
наиболее вредных веществ в атмосфере города в 2001 году были превышены
в 4 раза. В целом же, по мнению исследователей, уровень загрязнения
местного воздуха квалифицируется как "очень высокий". Список
заболеваний, возникающих в результате ежедневного потребления
пробочно-кислородной смеси, также вызывает большое уважение:
аллергия, астма, воспаление верхних дыхательных путей и даже
онкология. Комплексный экологический анализ влияния пробок
для "ДП" провели сотрудники сразу нескольких научно- исследовательских
центров.
Светлана
Басова, начальник отдела мониторинга загрязнения природной
среды Северо-Западного межрегионального территориального управления
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: "Когда
машины долго стоят в пробках при холостых оборотах двигателя,
выбросы не рассеиваются в воздухе, как при движении. В результате
в местах скопления транспорта создается "стоячая" область
повышенного загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того,
при простаивании автотранспорта увеличивается продолжительность
работы двигателя и, следовательно, растет общий объем выбросов
в атмосферу. Наш отдел ведет контроль за загрязненностью атмосферного
воздуха, складывающейся из всех источников загрязнения. Но
в таких промышленных районах, как Кировский, Адмиралтейский,
Выборгский, наблюдения вообще отсутствуют, а количество постов
в Невском, Фрунзенском и Красногвардейском районах нужно увеличивать.
Рассматривая динамику загрязнения воздуха за последние 20
лет, необходимо отметить, что динамика индекса загрязнения
атмосферы (ИЗА) свидетельствует о наличии отчетливой тенденции
ухудшения качества воздуха. Например, по сравнению с 1988
годом индекс вырос в 1,5 раза, и в последние 10 лет уровень
загрязнения атмосферного воздуха в целом по городу характеризуется
как высокий. Основной вклад в значения ИЗА вносят концентрации
диоксида азота, в том числе содержащегося и в выхлопных газах
двигателей внутреннего сгорания. Кстати, явный рост содержания
диоксида азота в воздушном бассейне Петербурга начинает четко
прослеживаться с 1990-х годов, то есть как раз тогда, когда
количество автотранспорта на улицах города начало резко увеличиваться.
За этот период среднегодовые концентрации диоксида азота возросли
примерно в 2 раза. К примеру, в октябре 2001 года очень высокий
уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечался в Центральном
и Василеостровском районах, высокий - в Калининском, Фрунзенском
и Красносельском районах, а повышенный - в Петроградском,
Московском и Колпинском. Причем основным загрязняющим веществом
во всех районах является как раз диоксид азота. Произведенные
нами расчеты показали, что максимальные разовые концентрации
диоксида азота в атмосферном воздухе не могут превышать 0,25-0,28
мг/м3. Однако, по данным за 11 месяцев 2001 года, наибольшая
измеренная разовая концентрация этой примеси в 4 раза превысила
указанные значения".
Александр
Капитанов, начальник отдела связи Ленинградского областного
центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
"Пробки есть и в центре города, и на окраинах. Но! Наши окраины,
в отличие от центра, все-таки неплохо продуваются. Что касается
вредных выхлопов, которые в большом количестве концентрируются
в пробках, "многострадальные" окислы азота, вступая во взаимодействие
с нашими архитектурными памятниками, совершенно наглым образом
их разрушают! Слышали, наверное, о "пудожском камне"? Из которого
у нас много чего построено, в том числе Казанский собор. Ну,
так вот, выхлопы автотранспорта сильнее всего его и разрушают,
не говоря уже о бронзовых скульптурах. Даже не сами выхлопные
газы, а их производные в смеси, например, с водяным паром,
которого всегда у нас достаточно. Скажу, как автомобилист:
хотя бы частично решить проблему пробок можно. Нужно, в числе
прочего, оснащать автомобили каталитическими нейтрализаторами.
Большинство на чем у нас ездит? Правильно, на "Жигулях"! А
что такое "Жигули"? Автомобиль 1966 года, "FIAT-124". Когда
еще и не знали многих-многих проблем... А все "Лады", "Москвичи",
"Волги" - все, поголовно, с карбюраторами. А "карбюратор"
и "катализатор" - существа несовместимые. Для нормальной работы
"катализатора" нужно очень точно дозировать рабочую смесь,
что карбюратор сделать просто не в состоянии. Нужен впрыск
топлива (так называемый инжектор) с электронным управлением,
с кучей датчиков и с высоким качеством изготовления электроники.
Александр
Капустин, региональный директор Городского центра экспертиз
- Экология: "Во время пробок в атмосферу вместе с выхлопными
газами выбрасываются оксид и диоксид азота, диоксид серы,
оксид углерода и сажа. Если применяется этилированный бензин,
то в воздух выбрасываются еще и окислы свинца, то есть тяжелые
металлы. Через органы дыхания все эти "прелести" попадают
в человеческий организм. Что касается городского пейзажа,
то соединения серы и азота, оседая на поверхности архитектурных
сооружений, образуют агрессивную химическую среду, и в результате
на городские памятники и дворцы "льется" тот же "кислотный
дождь", только из выхлопных труб наших автомобилей. Естественно,
эти процессы вызывают разрушение композиционных материалов".
Людмила
Баринова, заведующая лабораторией экологии и эргономики транспортных
систем Института проблем транспорта РАН: "Величина ежегодного
экологического ущерба от функционирования автотранспортного
комплекса Российской Федерации (загрязнение атмосферы, шум,
воздействие на климат) достигает 2-3% валового национального
продукта (ВНП) России. Таким образом, этот ущерб оценивается
приблизительно в $3,7 млрд. Основная его доля -- 78% -- связана
с загрязнением атмосферного воздуха вредными выбросами (что
во многом объясняется тем, что качество отечественного топлива
отстает от европейских стандартов), 16% ущерба приходится
на последствия шумового воздействия транспорта на население.
Все эти проблемы в полной мере характерны и для Петербурга.
По прогнозу НИИ атмосферы, на ближайшую перспективу выбросы
автотранспорта и других мобильных источников, вероятнее всего,
возрастут не менее чем на 15-20%. Связано это, в частности,
с тем, что за последние 10 лет только парк индивидуального
автотранспорта вырос в городе в 2,7 раза и в настоящее время
достиг 1 млн. единиц, средний возраст которых составляет приблизительно
10,5 года. На сегодняшний день вблизи перекрестков количество
NО2 (диоксида азота) составляет 25-35 предельно допустимых
концентраций (ПДК), количество СО (оксида углерода) -- 12-18
ПДК. Кроме того, значителен выброс в атмосферу полициклических
ароматических углеводородов и других токсикантов, многие из
которых являются канцерогенами. По данным Управления по ООС
администрации Петербурга, общий валовой выброс оксидов азота,
углерода, серы, углеводородов в 1999 году составил 119,75
тысячи тонн в год, причем от передвижных источников, без учета
личного автотранспорта, -- 56,3 тысячи тонн в год. Сегодня
же валовой выброс составляет уже 240 тысяч тонн. Особенно
неблагоприятными районами являются Центральный, Адмиралтейский,
Невский, Кировский, Петроградский. Наиболее высокие уровни
шума отмечены на магистралях города с интенсивным движением
транспорта, а именно на магистралях меридионального направления,
набережных рек и каналов".
Уровень
загрязненности атмосферного воздуха 3-4 раза в день контролируется
в 10 районах города: Василеостровском, Центральном, Калининском,
Невском, Петроградском, Фрунзенском, Московском, Красногвардейском,
Красносельском и в Колпино. В 2001 году уровень загрязнения
воздуха в целом по Петербургу за 11 месяцев (январь - ноябрь)
можно квалифицировать как "очень высокий". Уровень загрязнения
варьируется от "повышенного" до "очень высокого" в зависимости
как от района города, так и от времени года. Также на уровне
Правительства нужно запретить производство и продажу бензинов
с тетраэтилсвинцом, который повышает октановое число топлива.
В Петербурге и Москве его продажа запрещена, а в области?
А этилированные бензины - это яд для катализатора!!!" Наиболее
"легкие" из возможных "пробковых" заболеваний - аллергия,
воспаление верхних дыхательных путей. Людям с пониженным иммунитетом
в данном случае грозит астма, заболевания легких, онкологические
заболевания. Большой поток автомобилей приводит к чрезмерным
шумовым и вибрационным нагрузкам. Особенно остро это проявляется
в центральной части города. По результатам акустического мониторинга
за 1999 год, уровни шума в 68% случаев превышали допустимые.
(по
материалам "www.dp.ru")